. Беляны | Водный Мир

Беляны

Думаю, в современном мире мало кто знает, что такое Беляны. Но в 19-ом веке с этими судами были знакомы, кажется, все. Эти гигантские деревянные судна курсировали по Волге в довольно больших количествах. Беляны были и остаются (уже в качестве предметов изучения истории и экспонатов в музеях) самыми уникальными кораблями на свете. Это действительно огромные суда, длина некоторых превышала 100 метров. А высота борта могла превысить 6 метров. Кто и для чего их делал? 

Bielany01

Беляны значит белые. Почему? Потому что они грузились исключительно «белым» (то есть обработанным) лесом, более ценным и дорогим. В те времена (16, 17, 18 век) типов речных судов было намного больше, чем сейчас. Достаточно назвать некоторые незнакомые современникам наименования: гусянки, подчалки, полулодки, барки. Ещё бы, железных дорог ещё не было. Река была единственным быстрым способом доставлять и пассажиров и грузы. Тип реки определял и тип судна.

Bielany06

По реке Ветлуге плавали Беляны. Строили их только на 3 судоверфях страны. Беляны могли брать на борт от 100-150 тысяч пудов груза до 800 тысяч пудов! В общем, Беляны вполне можно сравнить по размеру с океанскими лайнерами современности. С той лишь разнице, что плавали они по рекам.

Bielany08

Средняя волжуская Беляна строилась из 240 сосновых бревен и 200 еловых без единого гвоздя! Дно делали из ели, а борта из сосны. Прочность Белянов была очень высокой. Но главное, груз, «белый лес». Беляны были всегда белыми, никогда не смолились, так как служили всего одну навигацию.

Bielany10

Одна из последних Белян плавала в начале 20-го века. Вообще рабочих на Белянах было от 15 до 35 человек. Это на маленьких, а команда больших достигала 80!

Bielany13

Расцвет Белянов пришелся на 19 век, когда развилось пароходное движение. Флот тогда состоял из 500 речных кораблей. И леса сжигалось огромное количество, чтобы заставить все судна плавать. Затем случился переход на нефть. Однако даже в конце 19-го века Беляны продолжали строить, до 150 штук в год! Но постепенно они становились не нужны.

Bielany14

И Беляны начинали разбирать. Из них затем строились избы, пеньки, канаты и так далее. Все, из чего состояли Беляны, так или иначе использовалось. Вообще, любое такое судно жило всего один сезон. Держать его дольше считалось невыгодно.

Bielany15

Кстати, некоторые Беляны разбирали за одну навигацию по несколько раз. Например, плыли по Волге, подплывали к Дону, выгружались, разбирали Беляну, и тащили её с сбой дальше до низовья Дона. Там собирали снова.

Bielany16

Bielany17

Bielany18

Bielany19

Bielany20

Bielany21

Bielany22

 

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Thanx: Radlix
Яндекс.Метрика