. Бронекатер «БКА-75» | Водный Мир

Бронекатер «БКА-75»

Бронекатер "БКА-75"От опаленных руин героического Сталинграда до Вены прошел по дорогам войны этот ничем не приметный на вид катер. Великая Волга и хмурое Онежское озеро, опять Волга, а потом тихий Дон, штормовое осеннее Азовское море и величавый Днепр, желто-бурый Днестровский лиман и добрая тысяча километров вверх по голубому Дунаю — вот вехи боевого пути речного бронекатера, прозванного, как и его собратья, «морским танком».Заложенный в 1940 году, катер начал боевой путь в составе кораблей Ладожской военной флотилии в августе 1941 года. А через три месяца он был включен в 3-ю бригаду речных кораблей формируемой Волжской военной флотилии под номером «БКА-32». В конце апреля 1942 года обстановка на фронте изменилась, и «БКА-32» снова был направлен в Онежский отряд кораблей.

Пришло тяжелое лето 1942 года. Пал Севастополь, нашими войсками был оставлен Ростов, успешно начавшееся контрнаступление под Харьковом окончилось неудачей… Вышедшие на степные просторы 4-я танковая и 6-я пехотная армии немецко-фашистских войск при поддержке авиации 6-го воздушного флота, не считаясь с потерями, устремились к Сталинграду.

18 августа бронекатер был возвращен в состав Волжской военной флотилии и переименован в «БКА-75». Под командованием лейтенанта А. П. Кальченко 23 августа он вступил в первый бой, поддерживая артиллерийским огнем части 124-й стрелковой бригады, действовавшей севернее Сталинграда. Днем «БКА-75» вел огонь с закрытых позиций, а ночью, прорываясь на фланги гитлеровских войск, срывал атаки пехоты и танков противника, вступал в единоборство с артиллерийскими и минометными батареями. Более трех недель экипаж бронекатера непрерывно обеспечивал огнем действия частей 451-й стрелковой дивизии, входившей в состав 66-й армии Донского фронта. 13 сентября, когда противник начал штурм Сталинграда, «БКА-75» перешел в оперативное подчинение 62-й армии.

Базируясь севернее Сталинграда, катер вместе с другими кораблями отряда с 18 сентября оказывал артиллерийскую поддержку 124-й и 149-й стрелковым бригадам, наносившим контрудары по немецко-фашистским частям из района Рынка на Латошанку. До поздней осени бронекатер вел огонь, срывая попытки гитлеровцев форсировать Волгу. Десятки раз корабль подвергался атакам фашистских самолетов, интенсивному обстрелу танков и полевых батарей, от взрывов снарядов получал тяжелые раны, но опять возвращался в строй. И только в ноябре, когда положение наших войск севернее Сталинграда стабилизировалось и Волга начала покрываться льдом, с предельно изношенными механизмами катер ушел в Саратов на ремонт.

Боевые дела катерников были высоко оценены командованием. За успешные действия под Сталинградом военные моряки не раз поощрялись правительственными наградами. 1 марта 1943 года, отмечая заслуги в битве на Волге 1-го дивизиона бронекатеров, в который входил «БКА-75», Народный комиссар Военно-Морского Флота удостоил его гвардейского звания.

С 19 ноября 1942 по 2 февраля 1943 года советские войска разгромили пять вражеских армий. Каждый день Совинформбюро сообщало вести о новых победах Красной Армии. Линия фронта все дальше отодвигалась от берегов Волги на запад. Перед Волжской военной флотилией встала новая боевая задача — обеспечить безопасность перевозок по главной водной артерии страны воинских и народнохозяйственных грузов, и с весны 1943 года «БКА-75» приступил к сопровождению караванов. Но в сентябре его вместе со всем дивизионом перевели в состав Азовской военной флотилии.

Погруженный на железнодорожную платформу, катер 2 октября прибыл к освобожденным берегам Азовского моря. А месяц спустя гвардейцы приняли участие в знаменитой Керченско-Эльтигенской десантной операции.

Включенный в состав 4-й штурмовой группы, катер вечером 2 ноября покинул Темрюк и направился к Керченскому полуострову. Несмотря на пятибалльный шторм, речной плоскодонный «БКА-75» упорно продвигался к цели, точно удерживая свое место в строю. Приблизившись к берегу, он одним из первых открыл огонь по вражеским позициям и, подавив артиллерийско-пулеметным огнем огневые точки противника, высадил десант. После высадки первого эшелона катер на протяжении нескольких суток занимался перевозкой войск 55-й гвардейской дивизии. 8 ноября, при следовании с очередным эшелоном «БКА-75» от сильных ударов волн и вибрации получил большую трещину в днище и стал быстро наполняться водой. Чтобы спасти катер, командир направил его на прибрежную отмель, и «БКА-75» лег на грунт.

Повреждения корабля оказались серьезными. Его даже решили не восстанавливать и исключили из боевого состава флота. Но благодаря самоотверженному труду экипажа и рабочих ростовского завода «Красный флот» уже к концу января 1944 года «БКА-75» был полностью восстановлен, вооружен 76,2-миллиметровыми танковыми артустановками «Ф-34» и затем включен в состав Дунайской флотилии. Кораблю предстояло участвовать в исторической миссии Советских Вооруженных Сил по освобождению народов Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии от фашистского ига.

Под командованием Героя Советского Союза гвардии старшего лейтенанта М. А. Соколова, а позже — гвардии лейтенанта В. Г. Чуркина катер участвовал в прорыве в Днестровский лиман и высадках десантов в Жебрияны и другие населенные пункты в устье Дуная, принимал капитуляцию кораблей неприятельской речной флотилии, осуществлял переправу сухопутных войск у Чернаводы. Только в одном бою, состоявшемся в середине октября 1944 года, совместно с тремя другими бронекатерами его экипаж уничтожил 3 железнодорожных состава, 2 артиллерийские батареи и до 10 огневых точек противника.

Новую славную страницу в боевую летопись своего корабля вписали моряки на завершающем этапе Великой Отечественной войны в сражениях за освобождение столицы Югославии Белграда. В этих боях они еще раз продемонстрировали подлинный героизм, мужество и мастерство. По окончании войны бронетанкер был отправлен на пункты приема металлолома и переплавлен в мартеновских печах

Экипаж героического «БКА-75» прошел сотни огненных миль, с честью пронес свой гвардейский Флаг от стен Сталинграда до далекой Австрии.

Водоизмещение полное 52,16 т, нормальное — 49,75 т; длина 25,3 м, ширина 4,04 м, осадка 0,87 м; мощность моторов 1800 л. с.; скорость хода максимальная 37,4 км/ч, экономическая — 23 км/ч; дальность плавания до 680 км. Вооружение: 2 76,2-мм орудия, 212,7-мм и 2 7,62-мм пулемета. Принимал на борт 10 мин. Экипаж 17 человек.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Thanx: Radlix
Яндекс.Метрика