. Эскадренный миноносец «Новик» | Водный Мир

Эскадренный миноносец «Новик»

Эскадренный миноносец "Новик"Весной 1913 года в Финском заливе появился новый корабль, равного по вооружению и скорости хода которому не было в мире. Это был построенный на добровольные пожертвования, собранные населением России в ходе русско-японской войны, эскадренный миноносец «Новик».

1 августа 1914 года Германия объявила России войну, а ровно через месяц «Новик» вышел в воды противника на первую минную постановку. В составе 1-го дивизиона эсминцев минной дивизии Балтийского флота корабль совершал дерзкие рейды на вражеские коммуникации для постановки активных минных заграждений, неоднократно вступал в поединки с кораблями противника, нес разведывательную, дозорную и конвойную службу, обеспечивал миннозаградительные действия других сил флота. На минах, выставленных «Новиком», в 1914 году подорвались германские пароходы «Бреслау», «Латона» и тральщик «В», один эсминец получил тяжелые повреждения. Еще больший успех был достигнут русским флотом в следующем году. От подрыва на минных заграждениях, в постановке которых участвовал и «Новик», противник потерял легкий крейсер «Бремен», три эсминца и сторожевой корабль «Фрейя», крейсер «Данциг» был надолго выведен из строя.

На рассвете 4 августа 1915 года «Новик», находясь в дозоре в районе маяка Михайловский, обнаружил два новейших эсминца противника, направлявшихся в Рижский залив для атаки линейного корабля «Слава». Русский корабль первым открыл огонь. Уже после третьего залпа головной миноносец получил попадания. На нем был разрушен ходовой мостик, сбита вторая дымовая труба и возник сильный пожар. Подбитый корабль вышел из боя и направился в сторону берега устранять повреждения.Сосредоточив огонь на другом миноносце, «Новик» одержал вторую победу. Уже через несколько минут вся кормовая часть неприятельского корабля была охвачена пламенем, и он вслед за флагманом стал поспешно выходить из боя. Продолжая вести огонь попеременно по обоим вражеским миноносцам, русский эсминец нанес новые повреждения первому эсминцу и загнал его на минное заграждение, где тот подорвался.

Вечером 7 ноября 1915 года «Новик» в составе группы эскадренных миноносцев вышел из Рижского залива к Виндаве для уничтожения сторожевого охранения у банки Спон. Ночью, следуя в голове отряда вдоль берега, корабль обнаружил стоявшее на якоре германское сторожевое судно «Норбург». Открыв беглый огонь, «Новик» в считанные минуты уничтожил его.

В другом походе, 18 мая 1916 года, «Новик» вместе с эсминцами «Победитель» и «Гром» дерзко атаковал в Норчепингской бухте германский конвой из 14 транспортов, вспомогательного крейсера и двух вооруженных судов. В результате короткого боя русские корабли торпедами и артиллерией уничтожили вспомогательный крейсер «Герман», два вооруженных траулера и несколько торговых судов.

Всю войну храбро сражался с противником неутомимый эсминец и лишь осенью 1917 года, после знаменитого Моонзундского сражения с германским флотом, убыл в Петроград на ремонт.

В период гражданской войны и после нее, вплоть до 1925 года, легендарный корабль находился в порту на хранении, а 30 августа 1929 года после капитального ремонта вновь вступил в строй. Приказом Реввоенсовета Республики 31 декабря 1922 года эсминец был переименован в «Яков Свердлов». В 1928 году в составе дивизиона эскадренных миноносцев он посетил с визитами вежливости германские порты Данциг и Пиллау.

К началу Великой Отечественной войны «Яков Свердлов» входил в состав отряда учебных кораблей Военно-морского училища имени М. В. Фрунзе, а с началом боевых действий был возвращен в боевой состав.

28 августа 1941 года при прорыве кораблей флота из Таллина в Кронштадт легендарный эсминец под командованием капитана 2 ранга А. М. Спиридонова находился в охранении флагманского корабля — крейсера «Киров» и при перемене своего места в ордере около 21 часа подорвался на мине и затонул в районе мыса Юминда.

Водоизмещение нормальное 1260 т (после модернизации — 1620 т); длина 102,4 м, ширина 9,5 м, осадка 3,5 м; мощность механизмов 40 000 л. с.; скорость хода максимальная 37,3 уз; дальность плавания 1764 мили. Вооружение: 4 102-мм (в период модернизации установлено 176,2-мм) орудия, 4 7,62-мм пулемета и 4 двухтрубных (затем было 3 трехтрубных) торпедных аппарата. Принимал на борт 50 якорных мин заграждения. Экипаж 130 (после модернизации 168) человек.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Thanx: Radlix
Яндекс.Метрика