. Эскадренный миноносец «Забияка» («Урицкий») | Водный Мир

Эскадренный миноносец «Забияка» («Урицкий»)

00030883

«Забияка», шестой по счету под этим названием, был заложен 19 сентября 1914 года и вошел в строй в сентябре 1915 года.

Первый же его боевой поход увенчался блестящей победой. В декабре 1915 года «Забияка» вместе с эсминцами «Победитель» и «Новик» направился из Ревеля на прибрежную коммуникацию германского флота для постановки минных заграждений. А через несколько дней на этих минах подорвались и затонули легкий крейсер и два эсминца противника.В дни Февральской революции 1917 года матросы эсминца с ликованием встретили весть о низвержении самодержавия. 24 октября на корабль прибыл председатель Центробалта П. Е. Дыбенко. Веря в революционную стойкость экипажа, он направил «Забияку» в распоряжение Военно-революционного комитета на помощь восставшему питерскому пролетариату. Вместе с эсминцем «Самсон» «Забияка» направился в Петроград и ошвартовался в Неве у нынешней набережной Красного Флота.

Тридцать вооруженных матросов из экипажа эсминца во главе с секретарем судового комитета Г. И. Левченко — впоследствии видным советским адмиралом — сошли на берег и, влившись в отряд моряков 2-го флотского экипажа, штурмовали Зимний дворец. Через два дня, когда вспыхнул контрреволюционный мятеж Керенского и Краснова, «Забияка» вместе с эсминцами «Победитель», «Меткий» и «Деятельный» поднялся вверх по Неве и у села Рыбацкое своей артиллерией преградил путь белогвардейским частям, пытавшимся прорваться к Петрограду по Северной железной дороге.

31 декабря 1922 года приказом Реввоенсовета Республики эскадренному миноносцу было присвоено имя М. С. Урицкого. После капитального ремонта летом 1924 года «Урицкий» вошел в состав 3-го дивизиона эскадренных миноносцев Морских сил Балтийского моря.

Весной 1933 года по решению Коммунистической партии и Советского правительства началось возрождение морских сил на севере страны. В апреле для их усиления балтийцы приступили к формированию отряда боевых кораблей, который должен был явиться ядром создаваемой Северной военной флотилии. Флагманским кораблем этого отряда был назначен «Урицкий».

5 августа, завершив переход из Кронштадта по Беломорско-Балтийскому каналу, корабль под командованием Ф. Я. Бокуна прибыл в Мурманск. На переходе, во время стоянки в одном из шлюзов, «Урицкий» посетили руководители партии и Советского правительства И. В. Сталин, С. М. Киров, К. Е. Ворошилов, давшие высокую оценку выучке его экипажа.

Начало Великой Отечественной войны застало эсминец в Кольском заливе. Прошло три дня, и «Урицкий» вышел в первый боевой поход, конвоируя в губу Титовка транспорт «Моссовет».

Утром 30 июня корабль под брейд-вымпелом командира дивизиона эскадренных миноносцев капитана 3 ранга Е. М. Симонова в паре с эсминцем «Куйбышев» и в охранении катеров вышел в Мотовский залив и, прибыв в губу Мотка, открыл по позициям гитлеровских войск шквальный огонь. Два часа длился обстрел побережья, пока сигнальщик «Урицкого» Л. Розанов не обнаружил в воздухе вражеские самолеты.

Развив 26-узловой ход, «Урицкий» умелым маневром уклонялся от атак «юнкерсов» и отходил в открытое море, чтобы укрыться в полосе густого тумана. Одновременно зенитная артиллерия корабля открыла по самолетам интенсивный огонь.

Вот упал тяжелораненый комендор Н. Марянчук, его моментально заменил А. Малыгин, который тоже был ранен, но не покинул орудия. Когда из строя вышел весь орудийный расчет и его командир старшина 1-й статьи Н. Сухарев остался один, он продолжал сам заряжать и наводить пушку, посылая в цель снаряд за снарядом.

Не давая фашистским стервятникам вести прицельное бомбометание, пулеметчики старшины 1-й статьи А. Акимов и Н. Задворников точными очередями сбивали противника с боевого курса и вынуждали его преждевременно сбрасывать бомбы в море.

Осенью 1941 года эсминец совершил несколько выходов в Арктику, выполняя правительственное задание по сопровождению транспортных судов.

После ремонта летом и осенью 1942 года «Урицкий» вновь привлекался к проводке караванов и одиночных судов, участвовал в поисках и спасении транспортов разгромленного гитлеровцами конвоя, обеспечивал проводку караванов судов на коммуникациях Баренцева и Белого морей. Тогда, в сентябре 1942 года, вновь отличились зенитчики корабля.

Более шестидесяти торпедоносцев и бомбардировщиков, несколько подводных лодок бросило немецко-фашистское командование к Канину Носу, чтобы разгромить караван, но, встреченный интенсивным зенитным огнем кораблей охранения, враг сумел повредить лишь один транспорт, а сам потерял пятнадцать своих самолетов, два из которых были сбиты «Урицким».

В годы войны около семидесяти тысяч огненных миль прошел корабль под командованием В. В. Кручинина, Г. П. Васильева и М. 3. Любичева. Им было выполнено 112 боевых заданий, отражено 67 налетов вражеской авиации и сбито три самолета, расстреляно четыре плавающие мины, а также нанесены серьезные повреждения еще нескольким самолетам и трем фашистским подводным лодкам. Эсминец участвовал в проводке 82 конвоев, в которых находилось 370 транспортов, танкеров и ледоколов, пять раз выходил в штормовое море для оказания помощи терпящим бедствие кораблям и судам и один раз на минные постановки. Мощь артиллерийского огня «Урицкого» испытали на себе гитлеровские егеря на прибрежных сопках Мотовского залива.

Почти сорок лет находился в боевом строю флота этот эскадренный миноносец, и весь свой долгий век корабль шел единственным и верным курсом, начертанным Октябрем.

Водоизмещение нормальное 1260 т; длина 98 м, ширина 9,34 м, осадка 3,9 м; мощность механизмов 32 000 л. с.; скорость хода максимальная 27 уз. экономическая — 16 уз; дальность плавания 1480 миль. Вооружение: 4 102-мм, 2 76,2-мм, 2 37-мм и 2 20-мм орудия, 212,7-мм пулемета, 3 450-мм торпедных аппарата, принимал на борт 50 мин, 24 большие и 22 малые глубинные бомбы. Экипаж 150 человек.

1 комментарий к записи “Эскадренный миноносец «Забияка» («Урицкий»)”

  1. bars042:

    У Вас на заставке фото «Новик»а.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Thanx: Radlix
Яндекс.Метрика