. Гвардейская подводная лодка «К-22» | Водный Мир

Гвардейская подводная лодка «К-22»

Поход приближался к концу. До истечения срока автономного плавания оставались считанные сутки, а в торпедных аппаратах подводного крейсера «К-22» были еще не израсходованные торпеды… 9 апреля командир лодки В. Н. Котельников получил радиограмму от командующего флотом с приказом следовать в соседний район для оказания помощи подорвавшейся на вражеской мине подводной лодке «Щ-421», а если это окажется невозможным, то снять ее экипаж и взорвать поврежденную лодку.Положение терпящей бедствие «Щ-421» было тяжелым. Лодка находилась почти у берега противника и, лишившись винтов и способности погружаться, могла стать легкой добычей для вражеских противолодочных сил. Подводники сделали все, чтобы как можно дальше отойти в море. Они сшили из чехлов паруса, натянули их на перископы, но те вскоре были сорваны шквалистым ветром, и лодку опять стало прибивать к берегу.

В этот критический момент на помощь пришла «К-22». Крупная океанская зыбь сильно затрудняла работы по взятию аварийного корабля на буксир. Наконец, он был подан, но, как только лодка дала ход, трос оборвался. Попытки буксировать «Щ-421» лагом из-за сильной бортовой качки также не удались. Взятие аварийного корабля на буксир с помощью якорь-цепи окончилось неудачей — резким рывком от удара волны вырвало кормовой кнехт. В это время в воздухе появился неприятельский самолет-разведчик, а вскоре вдали показались и противолодочные корабли.

Исчерпав все возможности для буксировки, командир «К-22» принял решение снять со «Щ-421» экипаж. Прошло несколько минут, и над тем местом, где находилась Краснознаменная «Щ-421», взметнулся громадный столб воды, окутанный черным дымом — это взорвалась торпеда, выпущенная с «К-22». Отдав последние почести погибшему кораблю, подводный крейсер погрузился под воду и на следующий день прибыл в Екатерининскую гавань. Так завершился четвертый боевой поход «К-22» и ее мужественного экипажа.

История этой подводной лодки, принадлежавшей к серии самых больших, наиболее мощных и быстроходных советских лодок довоенной постройки, началась 5 января 1938 года, когда она была заложена на одном из судостроительных заводов. 4 ноября того же года «К-22» была спущена на воду и 15 июля 1940 года вступила в строй, войдя в состав Краснознаменного Балтийского флота. В период с 22 августа по 30 октября 1941 года, выполняя постановление Государственного Комитета Обороны, лодка совершила переход с Балтики в Заполярье и вошла в состав Северного флота.

В годы Великой Отечественной войны подводная лодка под командованием В. Н. Котельникова и заместителя командира по политической части Л. Н. Герасимова успешно выполнила семь боевых походов. Ею было уничтожено восемь транспортов, боевых кораблей и вспомогательных судов, еще три транспорта затонули, подорвавшись на минах, выставленных «К-22».

За успешное выполнение заданий командования и мужество личного состава, проявленное в боевых походах, приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота от 3 апреля 1942 года экипаж подводной лодки «К-22» был преобразован в гвардейский.

3 февраля 1943 года, выйдя в восьмой поход под командованием В. Ф. Кульбакина с заместителем командира по политической части И. М. Меламедом, гвардейская «К-22» не вернулась в базу. Вместе с отважным ее экипажем погибли командир 1-го дивизиона В. Н. Котельников, начальник политотдела бригады подводных лодок Р. В. Радун, журналист А. Мациевич.

Водоизмещение надводное 1490 т, подводное-2104 т; длина 97,6 м, ширина 7,4 м, осадка 4,06 м; мощность дизелей 8400 л. с., электродвигателей — 2400 л. с.; скорость хода максимальная надводная 21 уз, подводная — 10,3 уз; дальность плавания над водой 14 040 миль, под водой 176 миль (экономическим ходом). Вооружение: 10 (6 носовых и 4 кормовых) 533-мм торпедных аппаратов, 2100-мм и 245-мм орудия, 2 7,62-мм пулемета, 20 мин. Экипаж 66 человек.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Thanx: Radlix
Яндекс.Метрика