. Гвардейский минный заградитель «Охотск» | Водный Мир

Гвардейский минный заградитель «Охотск»

Гвардейский минный заградитель "Охотск"Ледокольное судно «Охотск» было заложено по заказу Гидрографического управления Морских сил РККА 27 июня 1934 года, 1 ноября 1935 года спущено на воду и 10 апреля 1937 года принято в состав Военно-Морского Флота. Летом того же года корабль вместе с однотипным судном «Океан» перешел в Мурманск и стал готовиться к первому плаванию в Арктике.В задачи этой экспедиции входили проводка судов по Северному морскому пути на Дальний Восток и проведение гидрографических и метеорологических исследований. Командиром «Охотска» был назначен капитан-лейтенант П. П. Михайлов, а ледовым капитаном — опытный полярник Я. П. Легздин. 21 июля корабли покинули Кольский залив и 11 октября благополучно прибыли во Владивосток.На Дальнем Востоке «Охотск» занимался гидрографическими работами. В 1938 году в сложных ледовых условиях он вновь совершил поход в Арктику и на одном из островов произвел смену зимовщиков. Однако мирная служба гидрографического судна длилась недолго. Осенью 1939 года было принято решение о переоборудовании «Охотска» в минный заградитель, и 31 июля 1941 года после вооружения он вошел в боевой состав флота, стоявшего на страже восточных рубежей Родины.

В первый же день войны против империалистической Японии «Охотск» под командованием капитан-лейтенанта В. К. Моисеенко и заместителя командира по политической части капитан-лейтенанта А. Шевенкова вышел в первый боевой поход и на подходах к Петропавловску выставил минное заграждение.

Вскоре корабль был привлечен для участия в десантной операции по овладению островами Курильской гряды Шумшу и Парамушир.

Выйдя утром 17 августа из Петропавловска, к рассвету следующего дня корабли прибыли в точку развертывания и начали высадку морских пехотинцев на остров Шумшу.

Первый бросок закрепился на берегу, но высадке главных сил противник оказал сильное огневое противодействие. От взрыва вражеского снаряда загорелось и потеряло ход десантное судно «ДС-2». Ему на помощь устремился «Охотск». Высаженная на горящее судно аварийная команда корабля во главе с командиром электромеханической части старшим инженер-лейтенантом В. А. Мандором быстро ликвидировала пожар и помогла экипажу устранить повреждения.

Одновременно «Охотск» продолжал оказывать огневую поддержку десанту. В считанные минуты он подавил вражескую береговую батарею, уничтожил три и подбил два танка.

Через два дня «Охотск» в составе отряда кораблей направился для принятия капитуляции неприятельских островных гарнизонов. Отряд подвергся сильному обстрелу противника. Прикрывая отход других кораблей, «Охотск» принял весь удар вражеских батарей на себя. А вскоре он был атакован японским торпедоносцем. Но умелым маневром капитан-лейтенант Моисеенко вывел корабль из-под удара, и торпеда пронеслась мимо.

«Охотск» подавил одну из неприятельских батарей, но и сам не избежал прямых попаданий. Вышло из строя центральное освещение, рулевое устройство и другие приборы, было убито и ранено пятнадцать человек. В эти критические минуты личный состав корабля проявил исключительную выдержку и боевое мастерство, быстро устранил повреждения и с честью справился с поставленной задачей.

За смелые и решительные действия, проявленные личным составом корабля в боях с врагом, минный заградитель «Охотск» приказом Народного комиссара Военно-Морского Флота от 26 августа 1945 года был удостоен гвардейского звания. Сто двадцать пять моряков были представлены к правительственным наградам.

После окончания войны корабль был выведен из боевого состава флота, разоружен и 27 октября 1945 года возвращен в класс гидрографических судов. Ныне его славные боевые и трудовые традиции продолжает новое гидрографическое судно «Охотск» Краснознаменного Тихоокеанского флота.

Водоизмещение полное 3200 т, стандартное — 2375 т, нормальное — 2875 т; длина 80,6 м, ширина 13 м, осадка 5,6 м; мощность механизмов 2400 л. с.; скорость хода максимальная 13,7 уз, экономическая — 10 уз; дальность плавания до 2300 миль. Вооружение: 3130-мм и 2 76,2-мм орудия, 212,7-мм пулемета. Принимал на борт 58 мин и 12 малых глубинных бомб. Экипаж 163 человека.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Thanx: Radlix
Яндекс.Метрика