. Краснознаменная подводная лодка «Лембит» | Водный Мир

Краснознаменная подводная лодка «Лембит»

Краснознаменная подводная лодка "Лембит"Названный по имени народного героя, возглавившего борьбу эстов против немецких феодалов в XIII веке, подводный минный заградитель «Лембит» был заложен в мае 1935 года на стапелях фирмы «Виккерс Армстронг» в Англии по заказу правительства буржуазной Эстонии и в мае 1937 года вступил в строй. В августе 1940 года подводная лодка была включена в состав Краснознаменного Балтийского флота. В годы Великой Отечественной войны «Лембит» под командованием офицеров В. А. Полещука, А. М. Матиясевича с заместителями командира по политической части Н. Н. Собколовым, П. П. Ивановым и М. Ф. Долматовым совершил семь боевых походов и провел в море 109 суток.«Лембит» за период войны выставил сто двадцать мин. На них подорвалось четырнадцать вражеских транспортов, боевых кораблей и вспомогательных судов, а еще четыре крупных транспортных судна получили тяжелые повреждения.

Не отставали от минеров и торпедисты «Лембита», отправившие на дно Балтики тральщик и пять транспортов.

Двадцать пятую по счету победу «Лембит» одержал несколько необычным способом: в середине декабря 1944 года, возвращаясь в Хельсинки из похода в подводном положении, он столкнулся с фашистской подводной лодкой, караулившей наши суда на выходе из шхер. Получив тяжелый удар крепким стальным форштевнем и шеститонным литым килем советской подводной лодки, вражеская субмарина навсегда погрузилась на дно.

Исключительно суровое испытание пришлось выдержать экипажу «Лембита» в четвертом боевом походе. 14 сентября 1942 года после успешной торпедной атаки конвоя противника и потопления двух транспортов подводная лодка подверглась сильной бомбежке. От близкого взрыва глубинной бомбы противника и сотрясения корпуса последовал взрыв аккумуляторной батареи. В третьем отсеке возник пожар, а внутрь лодки хлынула вода. Почти все находившиеся в отсеке моряки были либо ранены, либо контужены, либо отравлены газом.

Положение было критическим. Стремительно провалившись на глубину, лодка с дифферентом на корму легла на грунт. Взрывной волной разворотило радиорубку и повредило радиоаппаратуру, вывело из строя гирокомпас. Из расколотых аккумуляторных баков в трюм вылился электролит, наполнив отсек удушливым ядовитым газом.

Но балтийцы не дрогнули. Ценой неимоверных усилий аварийная партия, возглавляемая инженер-капитаном 3 ранга С. А. Моисеевым, погасила пожар и остановила поступление воды. Когда прекратилась бомбежка, начались работы по устранению повреждений и подготовке к всплытию. С наступлением темноты лодка всплыла и направилась к родным берегам.

Командование высоко оценило подвиг экипажа: десять человек были награждены орденом Ленина, четырнадцать — орденом Красного Знамени, четырнадцать — орденом Красной Звезды.

За образцовое выполнение боевых заданий командования в борьбе против немецко-фашистских захватчиков и проявленные при этом мужество и героизм экипажа подводная лодка «Лембит» Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 марта 1945 года была награждена орденом Красного Знамени.

В послевоенные годы «Лембит» продолжал находиться в строю еще несколько лет, затем был выведен из боевого состава флота и переоборудован в плавучую зарядовую станцию, а в ближайшие годы встанет на берегу Таллинской бухты на пьедестал в память о подвигах балтийских подводников в годы минувшей войны.

Водоизмещение надводное 665,5 т, подводное — 853,4 т; длина 59,5 м, ширина 7,24 м, осадка 3,5 м; мощность дизелей 1200 л. с., электромоторов- 790 л. с.; дальность плавания надводная 4000 миль, подводная — 80 миль (экономическим ходом). Вооружение: 4 533-мм носовых торпедных аппарата (запас торпед — 8), 20 мин, 1 40-мм орудие и 1 7,62-мм пулемет. Экипаж 38 человек.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Thanx: Radlix
Яндекс.Метрика