. Крейсер «Очаков» | Водный Мир

Крейсер «Очаков»

Кресер ОчаковВ дни первой русской революции на Севастопольском рейде среди других кораблей стоял проходивший приемные испытания недостроенный крейсер 1 ранга «Очаков», заложенный в 1901 году, спущенный на воду в сентябре следующего года. Экипаж этого корабля, имевший постоянное общение с заводскими рабочими, был наиболее революционным на флоте. 8 ноября матросы крейсера выдвинули требование улучшения условий службы и замены реакционно настроенного командира крейсера, на это требование командование ответило категорическим отказом.

В ночь на 13 ноября на крейсер прибыли депутаты Совета от флотской дивизии, призвавшие моряков присоединиться к восстанию. Следуя их призыву, матросы под руководством большевиков А. И. Гладкова и Н. Г. Антоненко захватили «Очаков» в свои руки. Офицеры и кондукторы, пытавшиеся разоружить корабль, были изгнаны на берег. Командиром был избран кондуктор С. П. Частник, состоявший в близких отношениях с членами военной организации РСДРП. На следующий день делегация моряков крейсера пригласила командовать флотом и кораблем члена Севастопольского Совета лейтенанта П. П. Шмидта. Восставшие подняли на «Очакове» красный флаг, призывая матросов других кораблей последовать их примеру, и в ночь на 15 ноября к ним присоединились экипажи эскадренного броненосца «Пантелеймон», минного крейсера «Гридень», эсминцев «Завидный», «Зоркий», миноносца «Свирепый», канонерской лодки «Уралец», минного транспорта «Буг», учебных судов «Прут», «Днестр» и нескольких номерных миноносцев.

Однако власти флота и города предприняли ответные меры. В день восстания на «Очакове» Севастополь был объявлен на военном положении, к нему из других городов стягивались верные царскому режиму войска. С большинства кораблей еще накануне восстания были сняты и сданы в арсенал ударники от орудий, арестованы или списаны в береговые экипажи революционно настроенные матросы, остальные под угрозой оружия были загнаны во внутренние помещения.

Подняв утром 15 ноября на мачте «Очакова» сигнал «Командую флотом», П. П. Шмидт в то же время не проявил необходимой решимости и ожидал выступления экипажей всех кораблей эскадры.

Силы реакции после полудня перешли к решительным действиям. В 15 часов 15 минут канонерская лодка «Терец» потопила катер с восставшими, перевозивший на «Пантелеймон» ударники от орудий. Попавший под обстрел минный транспорт «Буг», на борту которого находилось большое количество боезапаса, во избежание взрыва был затоплен командой.

После жестокой схватки с революционными кораблями огонь карателей был перенесен на «Очаков». Один за другим следовали взрывы снарядов. На крейсере возник пожар. Видя неравенство сил и бесполезность дальнейшей борьбы, матросы безоружного корабля стали вплавь добираться до берега, но там их ожидали казаки и жандармы. Восстание было жестоко подавлено. П. П. Шмидт, Н. Г. Антоненко, А. И. Гладков и С. П. Частник в марте 1906 года были расстреляны. Несколько десятков матросов было осуждено военно-морским трибуналом к различным срокам каторжных работ и тюремного заключения, а сам мятежный крейсер в марте 1907 года был переименован в «Кагул».

Весной 1918 года «Очаков» попал в руки белогвардейцев, переименовавших его в «Генерал Корнилов», и в ноябре 1920 года при бегстве Врангеля из Крыма был угнан в тунисский порт Бизерта.

В городе-герое Севастополе свято чтят память героев революции 1905 года. На перекрестке улиц Героев Севастополя и Лазаревской размещен бронзовый горельеф с надписью: «Участникам Севастопольского восстания в ноябре 1905 года»; на набережной Приморского бульвара установлена мемориальная доска со словами: «Здесь 28.Х1. 1905 года царскими войсками были зверски расстреляны революционные матросы крейсера «Очаков», а на кладбище Коммунаров П. П. Шмидту и его славным боевым товарищам и соратникам в 1935 году был воздвигнут памятник.

Славные революционные и боевые традиции легендарного крейсера в настоящее время несет и приумножает экипаж современного большого противолодочного корабля «Очаков» Краснознаменного Черноморского флота.

Водоизмещение 6645 т; длина 134 м, ширина 16,6 м, осадка 6,3 м; мощность механизмов 19 500 л. с.; скорость хода максимальная 23 уз, экономическая — 10 уз; дальность плавания 5300 миль. Вооружение: 12152-мм, 1275-мм, 2 63-мм, 8 47-мм и 2 37-мм орудия, 6 торпедных аппаратов. Экипаж 570 человек.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Thanx: Radlix
Яндекс.Метрика