. Лазарев Михаил Петрович | Водный Мир

Лазарев Михаил Петрович

Лазарев Михаил Петрович (3 (14).11.1788. – 11 (23).04.1851) родился в семье сенатора Петра Гавриловича Лазарева, правителя Владимирского наместничества. Незадолго до смерти сенатор определил троих сыновей – Андрея, Михаила, Алексея – в Морской кадетский корпус. В 1803 г. Михаил Лазарев 14-летним подростком блестяще выдержал экзамен на звание гардемарина, став третьим по успеваемости из 32 учеников. В числе 30 лучших выпускников корпуса командирован на английский флот для ознакомления с постановкой военно-морского дела в иностранных портах. В течение пяти лет находился в непрерывном плавании в Атлантическом океане и Средиземном море.

В декабре 1805 г. произведен в первый офицерский чин – мичмана. В 1808-1813 гг. служил на Балтийском флоте, зарекомендовал себя смелым и знающим моряком, заслужил славу образцового офицера. В 1808-1809 гг. участвовал в русско-шведской войне; в феврале 1811 г. получил чин лейтенанта. С начала Отечественной войны 1812 г. на бриге «Феникс» принимал активное участие в высадке десанта в Рижском заливе. В 1813 г. вступил в командование судном «Суворов», принадлежавшим Российско-Американской компании, и совершил свое первое трехгодичное кругосветное плавание из Кронштадта к берегам Аляски и обратно, открыл атолл Суворова в Тихом океане.

В 1819 г. назначен командиром шлюпа «Мирный», помощником начальника кругосветной экспедиции Ф.Ф.Беллинсгаузена, командира шлюпа «Восток». Экспедиция должна была исследовать южную часть Тихого океана и найти Антарктиду, так как все попытки обнаружить южный материк до этого заканчивались неудачей. Во время этой кругосветной экспедиции (1819-1821 гг.) русскими моряками 16.01.1820г. и была открыта шестая часть света – Антарктида. За эту экспедицию Лазарев произведен через чин в капитаны 2-го ранга, пожалован пенсией по чину лейтенанта и назначен командиром фрегата «Крейсер», на котором в 1822-1825 гг. совершил свое третье кругосветное путешествие к берегам русских владений в Северной Америке. Во время этого путешествия были проведены широкие научные исследования по метеорологии, этнографии и др., Лазарев довел порученный ему фрегат до образцового состояния. За это плавание был награжден орденом Св. Владимира 3-й ст., получил чин капитана 1-го ранга.

В 1826 г. назначен командиром 74-пушечного парусного линейного корабля «Азов» Балтийского флота, на котором, будучи одновременно начальником штаба эскадры, совершил поход в Средиземное море. В октябре 1827 г. в Наваринском сражении Лазарев увековечил блестящим подвигом имя командуемого им корабля. За отличие в сражении Лазарев был произведен в контр-адмиралы, а «Азов» впервые в истории русского флота был награжден Георгиевским флагом.

В 1828-1829 гг. Лазарев участвовал в блокаде Дарданелл, в 1830 г. вернулся в Кронштадт, где командовал отрядом кораблей Балтийского флота. В 1831-1832 гг. участвовал в выработке нового положения об управлении Черноморским флотом и был назначен в 1832 г. начальником штаба Черноморского флота. В декабре 1832 г., уже командуя эскадрой, отправился с 10 000 войск в Босфор на помощь Турции. В апреле 1833 г. Лазарев произведен в вице-адмиралы, получил звание генерал-адъютанта и назначение исправляющим должность Главного командира Черноморского флота и портов, а также Военного губернатора Севастополя и Николаева. С декабря 1834 г. был в этой должности утвержден, в этом же году награжден орденом Св. Владимира 2-й ст. Неутомимый работник, настойчивый в достижении поставленной цели, беззаветно преданный морскому делу, Лазарев и у своих подчиненных воспитывал такие же качества.

Особое внимание уделял развитию в личном составе здорового духа соревнования в работе, учениях и особенно в управлении судами. Руководствуясь мыслью, что лучшей школой для воспитания молодых офицеров является командование, Лазарев не жалел средств для увеличения числа малых судов. Они широко использовались им для крейсерской и блокадной службы у кавказских берегов. В суровой обстановке этой службы выросла целая плеяда Лазаревских питомцев, блестящих офицеров и адмиралов – П.С.Нахимов, В.А.Корнилов, В.И.Истомин, Г.И.Бутаков и др.

Лазарев вступил в командование Черноморским флотом в период начавшегося обострения политических отношений на Ближнем Востоке между Россией с одной стороны и Англией и Турцией – с другой. Черноморский флот и его главная база Севастополь играли решающую роль в укреплении позиций России в Крыму и на всем северном побережье Черного моря. В начале 30-х гг. XIX в. по инициативе Лазарева было Установлено постоянное крейсерство (плавание с целью военных наблюдений, охраны, разведки, отдельных боевых действий) кораблей Черноморского флота вдоль Кавказского побережья несмотря на определенные трудности – на побережье Кавказа отсутствовали оборудованные порты для стоянки кораблей.

В 1838,1839 и 1840-х гг. Михаил Петрович лично руководил эскадрой с десантными войсками генерала Н.Н.Раевского, которые, высадившись на побережье Кавказа, заняли несколько прибрежных пунктов и возвели укрепления при речках Туапсе, Псезуапе, Субаши, Шапсухо. Укрепление при р. Псезуапе было названо фортом Лазарева. Таким образом, по инициативе и при участии М.П.Лазарева было укреплено Кавказское побережье, созданы условия для бесперебойного крейсирования кораблей флота и защиты южных границ России.

Однако большая часть многогранной деятельности Лазарева была направлена на укрепление и строительство Черноморского флота и его главной базы Севастополя. Он был первым, кто, оценив значение железных кораблей, явился инициатором их строительства для русского флота. Первый железный пароход «Инкерман», построенный в Англии, вступил в состав Черноморского флота в 1838 г. Лазарев добивался от правительства создания базы судостроения в Николаеве и Севастополе. Черноморский флот за годы командования Лазарева в сущности был создан заново. В Николаеве, Херсоне, Севастополе за 18 лет было построено более 30 линейных кораблей и пароходов. Всего же вошло в строй свыше 150 больших и малых военных судов. При Лазареве Черноморский флот как в технике судостроения, так и в организации службы шел впереди Балтийского флота.

Внимательно следя за развитием флотов главных морских держав, особенно Англии, Лазарев постоянно заботился об увеличении тоннажа и артиллерийского вооружения линейного корабля; предвидя неизбежный переход к паровому двигателю, прилагал все усилия к созданию в Севастополе нового Адмиралтейства для перевооружения флота. Разработка проекта и сооружение нового Адмиралтейства с пятью сухими доками проводились по инициативе, при участии и под руководством М.П.Лазарева. Адмирал лично возил проект Николаю I и добился его утверждения. Строительные работы начались в сентябре 1835 г., закончились уже после смерти адмирала. Высочайшим Указом Адмиралтейство получило имя своего основателя – Лазаревское. На возвышенности рядом с новым Адмиралтейством были построены каменные трехэтажные казармы для флотских чинов на 6 000 человек. Казармы, получившие после смерти адмирала название Лазаревские, сохранились до настоящего времени.

Уделяя особое внимание укреплению Севастополя, Лазарев в 1834 г. настоял на составлении генерального плана реконструкции оборонительных сооружений города, предусматривающего усиление береговой артиллерии и защиту Южной стороны. При жизни адмирала была реализована только часть плана по сооружению береговых батарей: построены две каменные береговые батареи на Северной стороне и две – на Южной стороне города. Много сил и внимания М.П.Лазарев уделял вопросам благоустройства Севастополя, которое проводилось в соответствии с планом, утвержденным императором Николаем I в январе 1838 г. Одним из первых шагов в этом направлении была ликвидация в центре Севастополя «Хребта беззакония» — беспорядочно построенных на Центральном городском холме домишек-мазанок, где селилась городская беднота.

<Особую заботу Михаил Петрович проявлял о севастопольской Морской библиотеке, которая содействовала повышению профессионального уровня и культурному развитию офицеров флота. Основанная в 1822 г., она не имела собственного здания. Его построили на Центральном городском холме в 1844 г. по проекту архитектора А.П.Брюллова. В управлении библиотекой и комплектовании книжного фонда активно участвовали ученики адмирала – В.А.Корнилов, П.С.Нахимов, В.И.Истомин. С 1844 по 1854 гг. книжный фонд библиотеки вырос с 6 500 до 16 000 томов. Лазарев стремился украсить город. При нем на Центральном городском холме был устроен Мичманский (ньше Матросский) бульвар и открыт первый памятник города – командиру брига «Меркурий» капитану 1 -го ранга А.И.Казарскому «Потомству в пример».

В 1833 г., сообщая о смерти Казарского, адмирал Лазарев предложил начать подписку по сбору средств на сооружение памятника и первым сделал взнос в 100 рублей. На Бульварной высоте разбили еще один бульвар – будущий Исторический. В 1840-е гг. была благоустроена Графская пристань, заложенная при основании Севастополя в июне 1783 г. Она украсилась колоннадой с портиком, четырьмя мраморными статуями, четырьмя широкими маршами ступеней, двумя скульптурами мраморных львов, сделанных по заказу Лазарева в Италии. Украсили город здания церквей – святого Николая на Екатерининской улице (не сохранилась), святых Петра и Павла на городском холме. Инициатива строительства собора во имя святого Равноапостольного князя Владимира на городском холме также принадлежала Михаилу Петровичу.

1843 г. Лазарев произведен в адмиралы. Он награждался многими орденами Российской империи, в том числе высшей степенью отличия – орденом Св. Андрея Первозванного, а также орденами других государств. В середине 1840-х гг. стали проявляться первые признаки тяжелой болезни адмирала, однако покинуть флот Лазарев не захотел. Состояние здоровья адмирала ухудшалось. Узнав о его болезни, император Николай I прислал личное письмо Лазареву: «Михаил Петрович! С искренним соболезнованием узнал о расстроенном состоянии Вашего здоровья. Я поручил Начальнику Главного Морского штаба выразить Вам как участие мое, так и желание, чтобы Вы поспешили прибегнуть к врачебным пособиям для восстановления Ваших сил. Усматривая из … отзыва, что несмотря на утомление Вас болезнью, Вы продолжаете неослабно заниматься делами… Вы не щадите себя, как бы Вы не усугубили своей болезни…». В конце письма сообщалось, что для лечения выделено 2 000 рублей серебром, «не требующих отчета за их использование». В феврале 1851г. адмирал выехал на лечение в Вену в сопровождении В.И.Истомина, жены, дочери и лейб-медика. Но лечение не помогло. 11 апреля 1851 г. Михаил Петрович Лазарев скончался в Вене от рака желудка.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Thanx: Radlix
Яндекс.Метрика