. Пароходофрегат "Владимир" | Водный Мир

Пароходофрегат «Владимир»

Пароходофрегат "Владимир"

Когда Крымская война 1853-1856 годов только началась, корабли русского Черноморского флота стали активно действовать у берегов Турции, стремясь нарушить перевозки военных грузов неприятеля. В то время, как парусная эскадра знаменитого вице-адмирала П. С. Нахимова (того самого, о котором потом снимали кино) находилась у анатолийских берегов, отряд пароходофрегатов, возглавляемый главой штаба Черноморского флота вице-адмиралом В. А. Корниловым, готовился к войне в в юго-западном секторе Черного моря, в устье Дуная и у Босфора. Флагманским кораблем того отряда был легендарный пароходофрегат «Владимир», спущенный на воду с эллинга Николаевского адмиралтейства 10 марта 1848 года. Командовал пароходофрегатом Г. И. Бутаков, офицер весьма талантливый и инициативный.

В ноябре 1853 года, плавая я у мыса Калиакрия и не найдя врага, «Владимир» под флагом В. А. Корнилова отправился к анатолийскому побережью на присоединение к эскадре П. С. Нахимова. Уже 5 ноября в предрассветном тумане в северной части горизонта был замечен дым неизвестного парохода, шедшего в направлении Севастополя. Началась погоня, «Владимир» быстро догнал судно, оказавшееся могучим десятипушечным пароходом Турции, «Перваз-Бахри», и, сблизившись с ним на расстояние орудийного выстрела, первым открыл огонь.

В ходе сражения удалось выяснить, что вражеский корабль лишен орудий в кормовой части. Тогда Г. И. Бутаков, используя преимущество в скорости, провел маневрирование пароходофрегата так, чтобы все время находится в кильватере у врага. Для повышения мощи на «Владимире» часть орудий была быстро перенесена на нос, что дало возможность вести огонь по неприятельскому пароходу сразу из нескольких пушек.

Меткими попаданиями россияне вывели на «Перваз-Бахри» из строя рулевое управление, разрушили ходовой мостик, повредили большинство орудий. По сути, вражеский корабль был уже обречен. После боя, шедшего три часа, турецкое судно было вынуждено застопорить ход и спустить флаг. Турки сдались. А захваченный в плен турецкий пароход на буксире у пароходофрегата «Владимир» приплыл в Севастополь, а затем уже под наименованием «Корнилов» был введен в состав русского флота!

Действия экипажа «Владимира» и мастерство его командира высоко оценил В. А. Корнилов, который позднее написал: «Капитан, офицеры и команда парохода «Владимир» вели себя самым достойным образом. Капитан-лейтенант Бутаков распоряжался, как на маневрах, действия артиллерии были быстры и метки, чему лучшим доказательством служит разрушение, ими произведенное, на неприятельском судне«.

В будущем, во время осады Севастополя, «Владимир» снова успешно действовал против кораблей неприятеля, а также отражал атаки англо-французских войск на позиции защитников города. Когда же русские были вынуждены оставить главную базу Черноморского флота, героический пароходофрегат в ночь на 31 августа 1855 года был символически затоплен. Многие члены команды не выдержали этого. Нервный срыв случился у некоторых моряков. Сейчас, кому-то бы могла помочь мезотеропия, но тогда оставалось лишь уповать на силы небесные.

На опыте боевого применения «Владимира» и других паровых кораблей в годы Крымской войны, Г. И. Бутаков, будущий адмирал, написал книгу-исследование «Новые основания пароходной тактики». То был основной документ для моряков российского флота по боевому использованию паровых и броненосных судов.

Водоизмещение 1713 т; длина 61 м, ширина 11 м; мощность паровой машины 400 л. с.; скорость хода 12 уз. Вооружение: 7 орудий среднего и малого калибра.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Thanx: Radlix
Яндекс.Метрика