. Противолодочный крейсер «Киев» | Водный Мир

Противолодочный крейсер «Киев»

Противолодочный крейсер КиевУ этого корабля в «родословной» не было громких имен, но, несмотря на это, экипаж современного «Киева»- первенца советских авианесущих кораблей — добился больших успехов в боевой и иолитической подготовке, за что одним из немногих в Военно-Морском Флоте в мирное время был награжден орденом Красного Знамени.
Первый «Киев» в списках отечественного флота появился в ноябре 1871 года. Этот круглой формы корабль диаметром 36,6 м, отнесенный сначала Е. классу «Поповок», а в феврале 1892 года — к броненосцам береговой обороны, был заложен 17 декабря 1871 года на эллинге Николаевского адмиралтеЙства, 29 сентября 1875 года спущен на воду и в следующем году введен в состав Черноморского флота. При водоизмещении 3550 т он обладал паровой машиной мощностью 3066 л. с. и мог развивать скорость до 8 узлов. Его вооружение состояло из двух 305-мм, шести четырехфунтовых и двух 37-мм орудий. Предназначенный для действий на малых глубинах, этот броненосец, однако, обладал слабыми мореходными и боевыми качествами. Переименованный 9 октября 1873 года в честь своего создателя в «Вице-адмирал Попов», он большую часть своей службы в силу этих прнчин простоял в базе и в 1903 году был исключен из списков флота.
Следующим судном с этим именем был построенный в 1896 году в Англии товаропассажирский пароход Добровольного флота водоизмещением 10850 т. Обладая по тем временам значительной скоростью до 13 узлов и дальностью плавания 6720 миль, это судно в период русско-японской войны обеспечивало переход 2-й Тихоокеанской эскадры с Балтики на Дальний Восток, а в годы первой мировой войны осуществляло перевозки между Архангельском и портами союзников по Антанте. Следуя очередным рейсом, 15 октября 1916 года у мыса Нордкап пароход наскочил на камни и затонул.
Третий «Киев»в декабре 1916 года появился в составе Черноморского флота. Это был сетевой заградитель, переоборудованный из призванного по военно-судовой повинности колесного товаропассажирского парохода. Построенный в Триесте в 1892 году, этот корабль имел длину 62 м, ширину 8,2 м и осадку 3,4 м. Паровая машина мощностью 610 л. с. позволяла ему развивать скорость до 12 узлов.
В годы первой мировой войны сетевой заградитель «Киев» по прямому назначению не использовался, а привлекался для воинских перевозок и обеспечения действий главных сил флота. 16 декабря 1917 года, когда в Севастополе была установлена Советская власть, над «Киевом»взвился красный флаг. Однако в апреле 1918 года из-за нехватки личного состава, ушедшего на сухопутный фронт, заградитель был сдан в Севастопольский военный порт на хранение, где 1 мая 1918 года он был захвачен германскими оккупантами, а 24 ноября 1918 года — англо-французскими интервентами.
С конца апреля 1919 года корабль вновь стал советским, но в строй не вводился. 24 июня 1919 года его захватили белогвардеЙцы и ввели в резерв своего флота, а в ноябре 1920 года увели при эвакуации из Крыма в Стамбул. Простоявшее после этого несколько лет на приколе, устаревшее судно было продано прежним владельцем для разборки на металл.
Одновременно с сетевым заградителем на Черном море был другой «Киев» — малый минный заградитель, построенный в 1910-1914 годах мастерскими Севастопольского военного порта. Первоначально этот катер имел литер «А», 15 сентября 1914 года был переименован в минный катер № 1, а в мае 1918 года — в «Киев». Его водоизмещение было 45 т, длина 20,3 м, ширина 5,4 м, осадна 0,9 м. Два мотора «болиндер» мощностью по 30 л. с. развивали скорость до 7,5 узлов. Катер был вооружен одним 75-мм орудием и принимал на борт 25 мин заграждения типа «Рыбка». В годы первой мировой войны он участвовал в постановках оборонительных минных заграждений на подходах к Севастополю а также использовался в учебных целях для подготовни минных специалистов флота.
Когда Севастополь заняли германские оккупанты, они передали этот катер украинским националистам. В ноябре 1918 года его захватили англо-французсние интервенты, а в начале апреля 1919 года он ушел в Новороссийск, где его ввели в состав белогвардейского флота.
14 ноября 1920 года врангелевцы увели «Киев» из Севастополя в Турцию и окончательпая судьба его не известна.
В ходе гражданской войны в состав молодого Красного флота вошли еще два «Киева».
Первый из них являлся штабным кораблем командующего и начальника тыла Днепровской военной флотилии. Это был построенный в 1886 году на Брянском заводе колесный товаропассажирский пароход длиной 40,8 м, шириной 4,9 м и осадной 1 м с паровой машиной мощностью 180 л. с. В марте 1919 года он был мобилизован красными военморами, вооружен пулеметом «максим» и включен в состав флотилии. В июне 1920 года штабной корабль «Киев» в составе отряда кораблей прорвался через Лоевские укреиленные позиции войск буржуазнопомещичьей Польши и принял участие в обороне Киева, а в конце августа 1920 года был возвращен речникам Днепра. Летом 1927 года на время маневров он в качестве плавучей базы привлекался командованием Отдельного отряда судов реки Днепр для размещения экипажей бронекатеров. В сентябре 1941 года пароход «Киев» был уничтожен командой при прпближении вражеских войск к городу, чье имя он носил.
Другой «Киев» — колесный буксир мощностыо 100 л. с.- входил сначала в состав Донской, а затем — Доно-Азовской флотилий. Построенное в 1880 году, это судно имело длину 43,5 м., ширину 5,7 м посадку 1,1 м. В мае 1919 года оно было мобилизовано и в качестве вспомогательного судна включено в отряд судов Среднего Дона ДонскоЙ флотилии, но в конце июня 1919 года в связи с отступлением войск 10-й армии было приведено в негодное состояние экипажем.
Год спустя оно под наименованием «Коммунар» было вновь призвано в состав военного флота, теперь уже моряками Доно-Азовской флотилии, однако уже через неделю за ненадобностью сдано речникам. В апреле 1924 года буксир «Киев» был переименован в «Карл Либкнехт» и на протяжении многих лет, входя в группу судов Доно-Кубанского управления внутренних водных путей, обеспечивал деятельность землечерпательных кapaвaнoв, а когда гитлеровские войска вышли на берега Дона, был уничтожен экипажем.
15 января 1935 года на заводе имени 61 коммунара в Николаеве был заложен лидер эскадренных миноносцев, которому было присвоено имя столицы Советской Украины — «Киев».
Перевезенный вскоре по секциям в Комсомольск-на-Амуре, он 25 июля 1938 года уже под новым наименованием — «Орджоникидзе»- был спущен на воду и 27 декабря 1939 года введен в состав Тихоокеанского флота. Впоследствии этот корабль был переименован в «Серго Орджоникидзе», а затем — в «Баку». О боевом пути и традициях экипажа этого корабля уже рассказано выше.
29 сентября 1939 года на том же заводе в Николаеве был заложен еще один лидер эскадренных миноносцев с тем же именем на борту. Спущенный на воду накануне Велиной Отечественной войны, этот корабль не был достроен.
С подходом вражеских войск к Николаеву его отбуксировали сначала в Севастополь, а затем в один из портов Кавказа, где он простоял до окончания боевых действий. После войны недостроенный лидер так и оставался стоять на приколе, а в середине 50-х годов его перебуксировали на Каспий и превратили в мишень для испытаний ракетного оружия.
И, наконец, последний предшественник Краснознаменного противолодочного крейсера девятый по счету — катер-тральщик Черноморского флота водоизмещением 42 т. Призванный в сентябре 1941 года, этот бывшиЙ сейнер Крымгосрыбтреста в годы войны производил боевое траление судоходных фарватеров и акваторий бухт в Севастоиоле и Новороссийске и, до конца выполнив свой воинский долг, погиб в октябре 1943 года при проведении Новороссийско-Таманской настуиательной операции.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Thanx: Radlix
Яндекс.Метрика