. Ракетный крейсер «Слава» | Водный Мир

Ракетный крейсер «Слава»

Ракетный крейсер "Слава"«Слава». Такое наименование корабля в отечественном флоте появилось отнюдь не случайно. Отдавая должное мужеству и мастерству русских моряков, проявленным в Чесменском морском сражении, в ходе которого 26 июня (7 июля) 1770 года был уничтожен почти весь турецкий флот, императрица Екатерина II повелела назвать так приобретенный в том же году для Архипелагской экспедиции в Средиземном море 16-пушечный фрегат. В период русско-турецкой войны 1768-1774 годов этот фрегат под командованием лейтенанта М. И. Войновича в составе эскадры контр-адмирала А. В. Елманова активно действовал на неприятельских морских сообщениях и протпв приморских крепостей, нес блокадную службу у Дарданелл, участвовал в боях и сражениях с силами турецкого флота. Неся крейсерскую службу в заливе Лагос, он в марте 1772 года захватил три торговых судна противника и еще шесть уничтожил. Одновременно десантная партия фрегата овладела на берегу четырехорудийной батареей.
28 октября 1772 года фрегат участвовал в Патрасском сражении отряда капитана 1 ранга М. Т. Коняева с дульциниотской турецко-египетской эскадрой, в ходе которого было уничтожено восемь фрегатов и восемь шебек противника. 30 мая 1774 года высаженный «Славой» на остров Хиос десант взорвал четырехпушечную турецкую береговую батарею и склад боеприпасов при ней. Летом 1774 года, перед возвращением эскадры в Россию, этот фрегат, пришедший в негодное к дальнейшему плаванию состояние, был продан на слом.
Через четыре года на эллинге адмиралтейства в Архангельске для Балтнйского флота был заложен новый фрегат «Слава», спущенный на воду в конце мая 1781 г. Вооруженный 38 орудиями, он имел длину 39,6 м, ширину 11,1 м и осадку 4,4 м. В период войны со Швецией 1788-1790 годов этот фрегат в составе Ревельской эскадры адмирала В. Я. Чичагова участвовал в Гогландском (6 июля 1788 г.), ЭЛ8.ндском (15 июня 1789 г.), Ревельском (2 мая 1790 г.) и Выборгском (22 июня 1790 г.) морских сражениях, а во время войны с Францией 1792-1797 годах дважды (в июне — августе 1793 года и в июне 1795 года — октябре 1796 года) выходил за пределы Балтики для совместных действий с английским флотом по блокаде берегов Франции и Голландии. В 1799 году устаревший фрегат был разоружен и превращен в плавучий склад.
В XIX веке кораблей с этим именем в военном флоте не было, и лишь в начале ХХ века появился эскадренный броненосец, о котором уже сказано в данном альбоме. Зато сразу четыре «Славы» значились в списках кораблей и судов Красного флота в годы гражданской войны.
Одно из этих судов было построено в Сормове в 1903 г. До гражданской войны оно принадлежала акционерному обществу «Русь» и эксплуатировалось на Каспии в качестве тапкера, но в мае 1919 года было зафрахтовано английскими интервентами, вооружено 1 152-мм и 1 102-мм орудиями и в качестве вспомогательного крейсера включено в состав их военного флота. В августе 1919 года оно было передано англичанами белогвардейцам, а 18 мая 1920 года захвачено у последних кораблями советской Волжско- Каспийской военной флотилии при проведении Энзелийской операции и в конце месяца зачислено в ее состав.
В составе Красного военного флота корабль пробыл недолго. Уже через месяц он был разоружен и сдан водному транспорту. Впоследствии под наименованием «Слава труду» он входил в состав пароходства КАСПАР, но 22 декабря 1932 года в результате взрыва парового котла надломился и затонул в Махачкалинском порту у причала. Поднятый спасателями, танкер тав: и не был восстановлен и до июля 1947 года исиользовался в Бакинском порту во вспомогательных целях.
Другая «Слава» с сентября 1920 года входила в состав азовской флотилии. Этот колесный товаропассажирский пароход постройки 1905 года первоначально использовался в качестве портового судна, а в октябре 1920 года был переклассифицирован в илавучую базу дивизиона катеров-истребителей. В июне 1921 года он был возвращен Главоду и в марте 1922 года переименован в «Бердянск». В период Великой Отечественной войны судно в составе Азовского пароходства осуществляло воинсв:ие и народпохозяйственные перевозки, эвакуировало на Кавказ ценное имущество, раненых и мирное население. 12 октября 1941 года из-за невозможности вывода по техническим причинам оно было взорвано экипажем в Таганроге при эвакуации оттуда наших войск.
Еще одна «Слава» в качестве канонерской лодки входила в состав Днепровсвкой флотилии. Мобилизованный в апреле 1920 года командованием Красной Армии, этот колесный товаро-пассажирский пароход постройки 1885 года весной 1920 года участвовал в переправах и перевозах прижатых к днепровскому берегу у Нижней и Верхней Олбы войсками буржуазнопомещичьей Польши частей 10-й стрелковой дивизии, а в июле обеспечивал переход через перекаты и мели кораблей Днепровской флотилии из Речицы в Киев. С 6 ноября 1920 года «Слава» стала канлодкой и 3 декабря 1920 года переименована в  «Бойкий», однако в конце января 1921 года она была возвращена Наркомату путей сообщения, а в сентябре 1929 года выведена из эксплуатации и разобрана на металл.
Наконец, построенный в 1911 году речной буксир «Слава» с сентября 1919 года по январь 1920 года использовался комаандованием флота Балтийского моря в Петроградском порту.
Последний предшественник современного ракетного крейсера — легкий крейсер «Слава» (до 3 августа 1957 года имел наименование «Молотов») водоизмещением 9700 т — был заложен 14 января 1937 года в Николаеве, 19 марта 1939 года спущен на воду и 14 июня 1941 года введен в состав Черноморского флота. Он был вооружен 9 180-мм, 6 100-мм, 6 45-мм и 13 37-мм орудиями, 8 12,7-ым пулеметами, 2 трехтрубными 457-мм торпедными аппаратами п 2 бомбометами, принимал на борт 2 гидросамолета и до 100 якорных мин. В годы Великой Отечественной войны этот корабль под командованием капитана 1 ранга Ю. К. Зиновьева, с марта 1942 года — капитана 2 ранга М. Ф. Романова и с пюля 1943 года — капптана 2 ранга Ф. В. Жирова участвовал в обороне Севастополя, берегов Крыма и Кавказа, обстреливал позиции войск противника в Феодосии и на Керченском полуострове, неоднократно доставлял в Севастополь воинские пополнения и воеппые грузы, вывозя обратными рейсами мирное население.
Нынешний ракетоносец «Слава» водоизмещением в 9000 т — восьмой корабль с этим именом. Вступив в строй 30 января 1983 года он за короткий срок своей службы успел приобрести добрую славу, и отнюдь не случайно 2-3 декабря 1989 года у острова Мальта в Средиземном море он обеспечивал промежуточную неофициальную встречу руководителей Союза Советских Социалистических Республик и Соединенных Штатов Америки. Начало этой встречи планировалось провести прямо на борту стоящего на рейде советского крейсера, и только бушующий у берегов Мальты шторм не позволил доставить участников переговоров катерами к борту «Славы».

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Thanx: Radlix
Яндекс.Метрика