. Словарь | Водный Мир

Словарь

Словарь морских терминов.

Акустик  – корабельный специалист, обслуживающий подводно?звуковые средства связи и наблюдения.

Аппарель  – составная платформа, предназначенная для въезда различных машин самостоятельно или с помощью специальных тягачей с берега на одну из палуб судна и съезда обратно (забортная аппарель).

Артиллерийские (пушечные) порты  – отверстия квадратного сечения в борту или надстройке парусного судна для стрельбы из орудий.

Астролябия  – угломерный инструмент, служивший до XVIII века для астрономических и геодезических наблюдений.

Ахтерштевень  – конструктивное оформление кормовой оконечности судна в виде продолжения киля.

Бак  – а) надстройка в носовой части судна, начинающаяся от форштевня; б) на парусных судах все пространство верхней палубы от форштевня до фок?мачты.

Бакштаг  – а) курс парусного судна под углом более 8 румбов (90 градусов) и менее 16 румбов, при попутно?боковом ветре; б) трос для крепления судовых мачт, дымовых труб и т.д.

Балкер  – судно для перевозки навалочных грузов.

Балл  – единица, выражающая силу ветра или высоту волны по шкале Бофорта. Обозначается от 0 (полный штиль) до 12 (ураган) баллов, а высота волны – от 0 до 9.

Балласт  – жидкий или твердый груз, принимаемый на судно для обеспечения необходимых мореходных качеств.

Банка  – а) отдельно лежащая мель – неглубокий участок дна, над которым глубина значительно меньше обычной глубины в этом районе; б) деревянные скамьи шлюпки.

Баржа  – несамоходное грузовое судно. По способу движения разделяются на буксируемые и толкаемые.

Барк  – морское парусное судно, имеющее от 3 до 5 мачт, с косыми парусами на кормовой мачте (бизань?мачте) и прямыми на остальных.

Баркас, барказ  – 12– и 22?весельная судовая шлюпка, имеющая парусное вооружение, служащая для перевозки людей, грузов и завозки якорей.

Баталер  – специалист по продовольственному или вещевому снабжению личного состава корабля.

Бегучий такелаж  – снасти судна, служащие для подъема и поворачивания рангоутных деревьев с привязанными к ним парусами и для управления ими.

Блокшив  – старое, обычно несамоходное судно, лишенное механизмов и оборудования, используемое в качестве плавучего склада или жилья.

Брандспойт  – ручная переносная помпа, употребляемая для тушения пожаров и откачивания воды.

Бизань?мачта  – самая задняя (кормовая) мачта у судов и кораблей с тремя и более мачтами.

Бимсы  – поперечные брусья, связывающие борта судна и служащие для настила палубы.

Бот  – небольшое парусное одномачтовое судно, нередко имеющее двигатель.

Брамсель  – третий снизу парус на мачте с прямым вооружением.

Бриг  – морское парусное двухмачтовое судно с прямым вооружением на обоих мачтах.

Бригантина  – морское парусное двухмачтовое судно с прямым вооружением на передней мачте (фок?мачте) и косым на задней (грот?мачте).

Бункер  – угольная яма на торговом судне, то есть специальное помещение для хранения запасов топлива.

Бушприт  – горизонтальный или наклонный брус круглого сечения, выступающий за форштевень парусного судна. Служит для выноса вперед и крепления носовых треугольных парусов с целью увеличения парусности и улучшения поворотливости судна.

Валовая регистровая вместимость (брутто?вместимость)  – объем всех судовых помещений под главной палубой, между палубами и в надстройках, за исключением помещений, расположенных в междудонном пространстве, не вполне защищенных от непогоды помещений на верхней палубе. Измеряется в регистровых тоннах.

Ванты  – снасти стоячего такелажа, поддерживающие мачту или стеньги с бортов судна.

Ватерлиния  – линия соприкосновения плоскости спокойной водной поверхности с корпусом плавающего судна.

Вельбот  – быстроходная гребная шлюпка с одинаковыми острыми обводами носа и кормы. Имеет парусное вооружение. Используется как спасательное средство.

Водоизмещение  – количество воды, вытесняемое плавающим судном, характеристика размеров судна.

Впередсмотрящий  – вахтенный матрос на баке или ходовом мостике, наблюдающий за всем происходящим в море впереди по курсу судна.

Гак  – железный или стальной крюк, употребляемый на судах для подъема тяжестей, подвески шлюпок и т.п.

Гакаборт  – верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна.

Гакабортный огонь  – белый огонь, который зажигается в темное время суток на корме судна на ходу или при стоянке на якоре.

Галера  – парусно?гребное судно, существовавшее в VII–XVIII веках во флотах почти всех европейских стран.

Галеас  – а) парусно?гребное судно типа большой галеры, входившее в военные флоты многих европейских стран в XVI–XVII веках; б) небольшое транспортное и рыболовное двухмачтовое парусное судно, применявшееся в XVIII–XIX веках в морях Северной Европы.

Галион  – большое парусное военное судно Португалии и Испании в средние века.

Галиот  – название типа средневекового грузового парусного судна.

Галс  – а) курс судна относительно ветра (например, судно идет правым галсом, когда ветер дует в правый борт судна); б) отрезок пути судна от поворота до поворота при лавировании под парусами, выполнении промерных работ, тралении мин, ловле рыбы и т.д. в) снасть, крепящая к мачте нижний наветренный угол паруса (галсовый угол).

Генеральный груз  – любой штучный груз в упаковке или без нее, принимаемый к перевозке по счету грузовых мест.

Гидрант  – водозаборный кран, установленный на судовой пожарной магистрали или на территории порта.

Гитовы  – снасти бегучего такелажа, служащие при уборке прямых парусов для подтягивания к середине рея их нижних углов.

Гордень  – а) снасть, которой парус подтягивается к рею; б) трос с гаком на конце, применяемый для подъема грузов на грузовой стреле.

Грот?мачта  – средняя (или вторая) мачта на судне считая от носа; обычно самая высокая мачта на парусных судах.

Девиация  – отклонение стрелки компаса от направления магнитного меридиана; обусловлена главным образом влиянием близко расположенных намагниченных тел (например, стального корпуса судна). Устраняется вспомогательными магнитами.

Дедвейт  – полная грузоподъемность торгового судна, включая запасы топлива, воды, снабжения, судовые запасы и экипаж.

Дек  – название палубы на парусных военных кораблях.

Диптанк  – цистерна на транспортных судах для водяного балласта или жидкого топлива.

Дифферент  – разница в осадке (углублении судна) носом и кормой. Например, при осадке судна носом 2 м, а кормой 2,5 м говорят, что судно имеет дифферент 0,5 м на корму.

Док  – инженерное сооружение, куда ставят суда для ремонта подводной части корпуса; доки бывают сухие и плавучие.

Док?бассейн  – акватория порта, предназначенная для стоянки судов в местах больших приливно?отливных колебаний уровня моря.

Дредноут  – английский линейный корабль (постройки 1906 года), имевший башенные орудия калибром 12 дюймов. В переводе с английского «Дредноут» означает «Неустрашимый».

Дрейфовать  – а) перемещаться по ветру или течению без помощи какого?либо двигателя; б) сносить с места ветром или течением судно, стоящее на якоре, который недостаточно хорошо забрал грунт и ползет.

Задраить  – плотно, наглухо закрыть (люки, иллюминаторы и т.д.), обычно при помощи специальных приспособлений – задраек.

Зарифить  – уменьшить площадь паруса.

Кабельтов  – единица длины, применяемая на море. Равна 0,1 морской мили, то есть 185,2 метра.

Канонерская лодка  – небольшой артиллерийский корабль, предназначенный для обстрела береговых линий.

Кардек  – автомобильная палуба на паромах.

Каронада  – короткоствольное чугунное орудие.

Кают?компания  – помещение на корабле (судне) для коллективного отдыха, занятий, совещаний и общего стола офицерского (командного) состава.

Квартердек  – приподнятая часть верхней палубы в кормовой части судна.

Кильблоки  – две деревянные подставки для установки шлюпки, имеющие сверху вырезы по форме поперечного сечения днища спасательных шлюпок и соединенные между собой продольными брусьями. Устанавливаются у борта судна на шлюпочной палубе.

Кингстон  – клапан в наружной обшивке подводной части судна, служащий для забора воды внутрь судна или корабля. При открытых кингстонах судно затапливается.

Кливер  – треугольный косой парус между носовой мачтой и бушпритом.

Клипер  – быстроходное парусное судно XIX века с острыми обводами корпуса и развитой парусностью.

Клотик  – точеный, обычно деревянный кружок, надеваемый на флагшток или топ?мачту, сквозь него пропускаются фалы (тросы), служащие для подъема флагов.

Клюз  – отверстие в палубе и надводной части борта судна для пропуска якорной цепи или троса.

Кнехты  – литые чугунные или стальные тумбы, служащие для крепления к ним швартовых или буксирных тросов.

Кожух гребного колеса  – железное глухое ограждение, предохраняющее гребное колесо от повреждений при навалах на причал и т.д.

Комендор  – матрос, специально подготовленный для стрельбы из корабельных орудий.

Комингс  (люка) – порог из вертикальных листов, окаймляющих люк по периметру над палубой.

Конвой  – специальное формирование из торговых, вспомогательных судов и кораблей охранения, создаваемое для безопасного перехода судов морем.

Кондуктор  – ближайший помощник офицера?специалиста. В военно?морских силах кондукторы бывают сигнальные, рулевые, артиллерийские, минные и пр.

Конец  – в морском обиходе любая веревка или трос.

Корвет  – а) самое малое трехмачтовое судно в парусном военном флоте, с полным прямым вооружением, несущим до 30 пушек, расположенных только на верхней палубе. С 40?х годов XIX века, помимо парусов, стали иметь паровые двигатели; б) современный сторожевой корабль, несущий эскортную службу по охране торговых судов.

Крен  – поперечное наклонение судна на один из бортов.

Крюйт?камера  – во времена парусного флота так называлось на военных кораблях помещение, в котором хранились взрывчатые вещества.

Лаг  – а) навигационный прибор для определения скорости хода судна или пройденного им расстояния; б) борт судна при определении положения судна относительно волны, другого судна и т.п.

Лайнер  – пассажирское или грузовое судно, совершающее регулярные скоростные рейсы на определенных линиях между определенными портами.

Лацпорт  – вырез в борту судна для проведения грузовых операций, приема и выдачи шлангов и т.п. Лацпортом называют также водонепроницаемое закрытие этого выреза.

Леер  – судовой, трос, служащий для подъема косых парусов, ограждения палубных отверстий или открытых палуб в местах, не защищенных комингсом или фальшбортом, подвески шлангов при передаче жидкого топлива на ходу и др.

«Либерти»  – тип транспортных судов, строившихся на верфях США во время Второй мировой войны, вместимостью 10000 т, длиной 135 м и развивающих скорость до 10 узлов.

Линейный корабль (линкор)  – а) большой парусный корабль, предназначавшийся для ведения артиллерийского боя в кильватерном строю, то есть вытянувшись в линию; б) современный военный корабль, несущий орудия крупного калибра и защищенный мощной броней.

Линь  – трос не более 25 мм по окружности, служащий для оснастки, такелажных работ и т.д.

Лихтер  – несамоходное грузовое судно, служащее для перевозки грузов с морских судов большой осадкой на берег или обратно, а также для самостоятельной перевозки морем или по рекам.

Лот  – прибор для измерения глубины с судна.

Лотлинь  – тонкий трос из растительного волокна, к которому прикреплена свинцовая гиря ручного лота.

Лоцманская проводка  – проводка судна лоцманом в опасных и труднопроходимых районах, на подходах к морским портам, в пределах акватории порта и на реках.

Льяло  – водосток в нижней части трюма на стальных судах, образованный крайним междудонным листом и наружной обшивкой. В льяла стекает вода, образующаяся при отпотевании внутренней поверхности бортов, просачивающаяся через швы наружной обшивки и т.п.

Люк  – вырез, отверстие в палубе судна; в то же время под термином «люк» подразумевают всю конструкцию закрытия отверстия, хотя отдельные части этой конструкции имеют специальные названия.

Лючины  – прочные деревянные щиты, служащие для закрывания грузовых люков на торговых судах.

Марс  – площадка в верхней части мачты для наблюдения, установки прожекторов, навигационных и других приборов; на парусных судах – для управления парусами.

Марсель  – второй снизу парус на мачте с прямым вооружением.

Мателот  – соседний корабль в строю. Может быть передним, задним, левым или правым.

Машинный телеграф  – устройство для передачи команд с ходового мостика в машинное отделение о пуске, остановке или изменении режима работы двигателей.

Миля (морская)  – единица измерения расстояния, равная 1852 метрам.

Наветренный борт  – тот борт, в который дует ветер.

Найтов  – а) перевязка тросом двух или нескольких рангоутных деревьев или соединение двух тросов одним; б) трос, которым крепятся различные предметы на судне.

Непотопляемость судна  – способность судна держаться на воде, сохраняя в определенной мере свои мореходные качества, несмотря на полученные повреждения.

Обшивка  – водонепроницаемая оболочка судна, которая приклепывается или приваривается к наружным полкам угольников и швеллеров, составляющих набор судна. Она состоит из ряда поясов, составленных из отдельных листов и расположенных вдоль судна.

Отличительные (бортовые) огни  – огни, зажигаемые на обоих бортах судна (зеленый – на правом, красный – на левом), носимые судами от захода до восхода солнца.

Остойчивость судна  – способность судна возвращаться в исходное положение, если оно было выведено из такого под влиянием ветра или волнения.

Пакетбот  – морское парусное судно или парусно?винтовое судно, предназначенное для перевозки пассажиров и срочной почты между портами Европы и Америки.

Пал  – врытая в землю чугунная (каменная) тумба, за которую заводятся швартовы судна.

Пеленг  – угол между направлением компасной стрелки и направлением на наблюдаемый предмет.

Переборка  – вертикальная перегородка из отдельных листов, разделяющая помещения внутри судна или ограничивающая их на верхней палубе.

Плавучесть судна  – способность судна держаться на поверхности воды.

Планширь  – а) деревянные или металлические перила, устанавливаемые поверх фальшборта; б) утолщенный брус, идущий по верхнему поясу обшивки малого деревянного судна и связывающий верхние концы шпангоутов. На планширь шлюпок крепят гнезда для уключин.

Плицы  – лопасти гребного колеса парохода.

Подветренный борт  – борт судна, противоположный тому, в который дует ветер.

Подволок  – потолок в судовых помещениях.

Подшкиперская  – кладовая на баке судна.

Поручни  – род перил на верхней палубе, а также на трапах, мостиках, надстройках и т.п.

Принайтовить  – скрепить найтовом, привязать, прикрепить.

Променад?дек  – прогулочная палуба.

Рангоут  – круглые деревянные или стальные трубчатые части вооружения судов, служащие для постановки парусов, обеспечения грузовых операций и подъема сигналов. К рангоуту относятся: мачты, реи, стеньги, гафели, гики, выстрелы, бушприты и т.п.

РДП (шнорхель)  – на дизельных подводных лодках: устройство для подачи воздуха к дизелям с перископной глубины.

Регистр Ллойда  – Британское классификационное общество, которое ведет наблюдение за постройкой судов и их освидетельствование на годность к плаванию.

Регистровая тонна  – объем регистровой тонны был установлен в середине XIX века, когда в результате обмера большого числа грузовых судов было выяснено, что в среднем на одну тонну грузоподъемности судна приходится 100 кубических футов или 2,83 кубических метра судовых помещений. Применяется при определении сумм различных сборов за стоянку у причала, проход по каналам и проч.

Рей  – брус, подвешиваемый за середину к мачте или стеньге, служащий для постановки прямых парусов или для крепления сигнальных фалов.

Рейд  – водное пространство вблизи берега, у входа в порт, удобное для якорной стоянки судов.

Рейдер  – быстроходное судно, замаскированное под торговое, вооруженное минами, торпедными аппаратами и артиллерией, предназначенное для уничтожения транспортов противника и постановки мин на вражеских морских коммуникациях.

Риф  – а) подводная или выступающая над поверхностью моря скала, опасная для судоходства; б) часть полотнища паруса, имеющая оснастку для уборки при усилении ветра.

Рубка  – закрытое помещение на верхней палубе, стенки которого не доходят до бортов судна (в отличие от надстройки).

Рулевая рубка  – служебное помещение на судне, расположенное на платформе, возвышающейся над верхней палубой, в котором находится руль, машинный телеграф, компас и прочие устройства и приборы для управления судном.

Румб  – единица плоского угла, применяемая в навигации для определения направлений относительно стран света. Один румб равен 11,25 градуса.

Румпель  – часть рулевого устройства судна в виде рычага, посредством которого поворачивают руль.

Рым  – металлическое кольцо, вбиваемое где?либо на судне для крепления за него снастей, а также укрепляемое на стенке набережной для причала судов.

Рыскать  – двигаться, уклоняясь от курса то в одну, то в другую сторону.

Сажень (морская)  – единица для измерения глубины моря и расстояния, равная 6 футам (1,83 метрам).

Световой люк  – отверстие в палубе или в верхней части кожуха машинного отделения для доступа воздуха и света.

Секстан  – угломерный инструмент, служащий для измерения высот небесных светил в море, углов между видимыми с судна земными ориентирами.

Скула судна  – часть внешнего борта, представляющая собой закругление носовой оконечности за якорным клюзом. Выражение «с правой скулы» обозначает направление 45 градусов справа по носу от диаметральной линии судна.

Спардек  – надстройка, идущая с борта до борта, в средней части судна.

Спринклерная система  – общесудовая система, предназначенная для автоматической подачи и распыления воды в помещениях при повышении температуры выше заданной, что обеспечивает предотвращение или тушение пожара.

Становой якорь  – один из двух (редко трех) носовых якорей, на который всегда становится судно.

Стапель  – место постройки судов на верфи, представляющее собой помост, имеющий уклон к воде около 3 градусов.

Старший стюард  – офицерская должность на английских торговых судах. В обязанности старшего стюарда входит обеспечение судна провизией, работа камбуза, питание экипажа, выдача зарплаты.

Стеньга  – рангоутное дерево, служащее продолжением мачты и идущее вверх от нее.

Стивидор  – портовый грузчик, имеющий квалификацию по укладке груза в трюме судна.

Судовой колокол (рында)  – бронзовый колокол, висящий на кронштейне на баке каждого корабля и судна (кроме турецких). На военных кораблях он служит для отбивания склянок (каждые полчаса), а на торговых – для подачи туманных сигналов.

Сходни  – деревянные переносные мостки с поперечными планками, служащие для выхода с судна на берег.

Сюрвейер  – инспектор иностранных классификационных обществ по техническому надзору за судами

Такелаж  – все снасти на судне, служащие для крепления рангоута и выполнения работ, связанных с тягой, опусканием и подъемом различных предметов (грузов, шлюпок, сигнальных флагов и т.п.).

Тали  – подъемно?спусковое приспособление, состоящее из двух блоков (подвижного и неподвижного) с гаками, соединенными между собой тросом.

Талреп  – приспособление для натягивания снастей и найтовов.

Танки  – отдельные отсеки судна, находящиеся между продольной и поперечной переборками и служащие для налива топлива. Танками называются также балластные цистерны, располагающиеся в междудонном пространстве.

Твиндек  – межпалубный трюм, то есть пространство между палубами судна. Твиндек уменьшает высоту трюма, дает возможность использовать все трюмное пространство и не нагромождать одни грузы на другие, как это имеет место на больших судах, имеющих одну палубу.

Топовый огонь  – белый огонь, который несется на мачте с механическим двигателем на ходу. Бортовые (отличительные) огни также несутся судном на ходу. Правый отличительный – зеленый, левый – красный, устанавливаются на бортах судна примерно на высоте мостика.

Траверз  – направление, перпендикулярное к курсу корабля (судна) или к его диаметральной плоскости.

Трап  – лестница на судне.

Тральщик  – боевой корабль, задачей которого является поиск, обнаружение и уничтожение морских мин и проводка кораблей (судов) через минные заграждения.

Трюм  – внутреннее помещение, находящееся ниже самой нижней палубы и занимающее почти все пространство внутри корпуса судна за исключением машинного и котельного отделений.

Узел  – единица скорости судна, равная морской миле (1852 метра) в час, или 0,514 метра в секунду.

Уключина  – упор для весла на шлюпке.

Утлегарь  – рангоутное дерево, служащее продолжением бушприта.

Фал  – судовая снасть бегучего такелажа – трос для подъема парусов, реев, гафелей, сигнальных флагов.

Фалинь  – трос или канат, крепящийся к носу или корме шлюпки. С помощью фалиня шлюпка буксируется, привязывается к пристани или к борту судна.

Фальшборт  – продолжение борта судна выше открытых палуб, служит для защиты от воды и предохранения людей от падения за борт.

Фальшфейер  – бумажная гильза с горючим составом, дающим при горении яркий белый, красный или зеленый огонь. Используется на судне в целях сигнализации и для освещения.

Фарватер  – часть водного пространства, безопасная для прохода судов.

Флагшток  – рангоутное дерево, служащее для подъема и несения флага на корме судна.

Фок?мачта  – передняя мачта на судне.

Фордевинд  – ветер, попутный судну.

Форпик  – носовой отсек, расположенный непосредственно у форштевня.

Форштевень  – деревянный, кованый или литой вертикальный, а иногда наклонный вперед или назад брус судового набора, являющийся продолжением киля вверх.

Фрегат  – трехмачтовое судно военного парусного флота, вооруженное пушками (до 60), расположенными в два ряда по высоте в одной закрытой и на верхней палубах.

Фут  – мера длины, равная 12 дюймам, или 30,48 см.

Ходовые огни  – сигнальные огни, зажигаемые в темное время суток во время хода.

Циркуляция судна  – траектория центра тяжести судна на ходу при перекладке и дальнейшем удержании в заданном положении руля.

Шаровый цвет  – особый цвет (сочетание серого и синего), в который красят корпуса военных кораблей. Является наиболее незаметным для обнаружения в море.

Швартовка  – постановка судна к причалу, борту другого судна или на якорную бочку.

Шельтердек  – навесная палуба судна, расположенная выше верхней палубы.

Шканцы  – самый верхний помост либо палуба в кормовой части парусного корабля, где обычно находились вахтенные или караульные офицеры и где устанавливались компасы. Позднее шканцами называли часть верхней палубы военного корабля от грот?мачты до бизань?мачты.

Шлюп  – а) трехмачтовое судно с прямым вооружением, похожее на корвет; б) парусное морское одномачтовое судно с двумя парусами; в) тихоходный сторожевой корабль по охране транспортных караванов в некоторых современных иностранных флотах.

Шпангоут  – поперечная связь набора судового корпуса, к которой крепится обшивка.

Шпирон  – нос галеры, таран броненосца.

Штаги  – снасти стоячего такелажа, которые держат рангоут спереди и сзади в диаметральной плоскости судна.

Штаговый огонь  – огонь, зажигаемый в темное время суток над палубой на штаге, он означает, что судно стоит на якоре.

Штормтрап  – веревочная лестница с деревянными ступеньками, используемая для схода с судна в шлюпки или для приема их на борт при волнении моря.

Шхуна  – морское парусное судно с двумя и более мачтами, вооруженными косыми парусами.

Ют  – часть палубы от бизань?мачты до гакаборта. На современных судах ютом называют кормовую часть главной палубы судна.

Ял  – судовая рабочая и учебная гребно?парусная шлюпка с двумя, тремя или четырьмя парами весел и прямой кормой.

Ялик  – небольшая гребно?парусная шлюпка с одной или двумя парами весел.

CQD  – международный радиотелеграфный сигнал бедствия; применялся до появления сигнала SOS.

SOS  – международный радиотелеграфный сигнал бедствия, передаваемый азбукой Морзе. Этот сигнал был принят 3 ноября 1906 года.


Thanx: Expostil
Яндекс.Метрика