. Сторожевой корабль «Вирсайтис» | Водный Мир

Сторожевой корабль «Вирсайтис»

Сторожевой корабль "Вирсайтис"Слово «Вирсайтис» в переводе с латышского означает «вождь». Корабль с таким именем был зачислен в состав Краснознаменного Балтийского флота 19 августа 1940 года, вскоре после принятия Латвии в состав СССР.История этого корабля началась еще в годы первой мировой войны, когда 26 июля 1917 года в Германии для кайзеровского флота был спущен на воду тральщик «М-68». 29 октября, прибыв в Рижский залив на боевое траление, он подорвался на русской мине, выставленной революционными балтийскими моряками, и получил серьезные повреждения.В 1918 году тральщик был снят с мели спасателями германского флота и для аварийно-восстановительного ремонта отбуксирован в Ригу. 3 января 1919 года восставший пролетариат освободил город от иноземных захватчиков. Так «М-68» оказался в руках красных латышских моряков. 10 марта приказом Реввоенсовета Латвии ему было присвоено новое наименование — «Саркана Латвия» («Красная Латвия»). Вскоре был сформирован экипаж численностью 67 человек во главе с командиром, перешедшим на сторону Советской власти, бывшим прапорщиком М. М. Аникиным. Кроме экипажа на корабле размещался штаб отряда и группа минеров-подрывников в количестве 35 человек.

После падения в Риге Советской власти корабль по-прежнему стоял у стенки завода и лишь в 1921 году, переименованный в «Вирсайтис», вошел в состав флота буржуазной Латвии. Несмотря на антисоветскую пропаганду, царившую в те времена, простые латышские моряки, служившие на «Вирсайтисе», жадно слушали передаваемую из уст в уста историю красной флотилии и «Саркана Латвии».

Шли годы. 21 июня 1940 года латышский народ сверг ненавистный буржуазный режим и провозгласил у себя в республике Советскую власть. Через пять дней в 8 часов утра над «Вирсайтисом» взвился советский Военно-морской флаг. В августе под командованием капитана 2 ранга А. Мехерозе корабль был включен в состав группы тральщиков Охраны водного района Либавской военно-морской базы, а 17 октября 1940 года он был переименован в тральщик «Т-297».

Начало Великой Отечественной войны корабль встретил в Риге. После оставления города нашими войсками в конце июня 1941 года он принял участие в конвоировании эвакуируемых из Усть-Двинска транспортов и боевых кораблей. 25 июля он был зачислен в Охрану водного района Береговой обороны и переформирован в сторожевой корабль с восстановлением прежнего наименования, а 29 сентября переведен во вновь формируемый отряд кораблей реки Невы. В сентябре — октябре «Вирсайтис» активно участвовал в героической обороне Ленинграда, поддерживая артиллерийским огнем сухопутные части Красной Армии.

В конце осени 1941 года по указанию Ставки Верховного Главнокомандования корабли флота, форсируя в тяжелых ледовых условиях вражеские минные заграждения, производили эвакуацию мужественных защитников полуострова Ханко. К выполнению этой сложной задачи был привлечен и «Вирсайтис». Первый поход сторожевик совершил 20 ноября. Через три дня последовал второй выход. За два рейса корабль эвакуировал в Ленинград около пятисот защитников героического полуострова.

В канун декабря «Вирсайтис» в третий раз направился в опасное плавание и, приняв в гавани Ханко на борт еще 246 человек, 2 декабря в составе последнего отряда вышел в обратный путь. Истекали первые сутки опасного плавания. Трагедия пришла неожиданно. «Вирсайтис» подорвался на вражеских минах и через несколько минут погрузился на дно. Подошедшим нашим кораблям удалось подобрать и принять на борт лишь 96 защитников Ханко и членов экипажа «Вирсайтиса».

Водоизмещение нормальное 586 т; длина 60 м, ширина 7,5 м, осадка 2,4 м; мощность механизмов 1850 л. с.; скорость хода 16 уз; дальность плавания 2000 миль. Вооружение: 2 85-мм и 2 57-мм орудия, 4 пулемета, тралы. Экипаж 66 человек.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Thanx: Radlix
Яндекс.Метрика