. Зальцбург | Водный Мир

Зальцбург

С началом Второй Мировой войны корабль использовался в качестве военного транспорта. В апреле 1942 года «Зальцбург» через Босфор перешёл в Чёрное море.

22 сентября 1942 года подводная лодка М-118[3] (командир — капитан-лейтенант Савин Сергей Степанович) направилась на позицию № 42 (район мыса Бурнас) из Поти. Задачей лодки было препятствие вражескому мореходству и потопление его кораблей.

1 октября 1942 года транспорт «Зальцбург» находился в составе конвоя «Южный», вышедшего из Очакова в румынский порт Сулина. В конвой входил также болгарский пароход «Царь Фердинанд» (который через два года, 2 октября 1944 года, был потоплен французской подводной лодкой FS Curie[4]). После прохождения конвоем траверза Одессы его взяли под охрану румынские канонерские лодки «Локотенент-командор Стихи Эуген» (Locotenent-Comandor Stihi Eugen) и «Сублокотенент Гикулеску Ион» (Sublocotenent Ghiculescu Ion) и тральщик «MR-7». Воздушное наблюдение за обстановкой вёл гидросамолёт Arado Ar 196 (в некоторых источниках упоминается Cant-501z) румынских ВВС.

«Зальцбург» шёл с грузом 810 т. металлолома (по другим источникам — вёз уголь). Кроме того, на его борту находилось от 2000 до 2300 человек советских военнопленных и хиви.

Из-за опасности быть атакованными со стороны советских подводных лодок, постоянно находившихся на дежурстве в этом районе, конвой шёл вблизи берега, а корабли охранения прикрывали его мористее.

В 13.57 в точке с координатами 45°54? с. ш. 30°19? в. д. (G) (O) у правого борта шедшего вторым «Зальцбурга» раздается взрыв и выше надстройки и мачт взметается столб воды.

Корабли прикрытия начали поиск лодки в сторону моря от конвоя, но безуспешно. В это время капитан «Зальцбурга» получил команду выбросить судно на мель. Однако уже через 13 минут после взрыва корабль садится корпусом на грунт. Над водой остаются только мачты и труба.

«Локотенент-командор Стихи Эуген» продолжил сопровождать болгарский транспорт, а «Сублокотенент Гикулеску Ион» и тральщик приблизились к терпящему бедствие «Зальцбургу».

В это время М-118, которая во время атаки находилась между берегом и конвоем, начала движение, и взбаламученный винтами илистый след заметили пилоты патрульного самолёта. Когда в штаб поступает сигнал об обнаружении подводной лодки, тральщик получил приказ догнать конвой и охранять его от возможной новой атаки, а «Сублокотенент Гикулеску Ион» направился к месту обнаружения лодки. С воздуха за лодкой охотился немецкий гидросамолёт BV-138 из состава 3-й эскадрильи 125-й разведывательной авиагруппы. После сброса серии глубинных бомб с румынской канонерки доложили о появившихся на воде масляных пятнах и всплывших деревянных обломках.

В 15.45 командир конвоя с канонерской лодки «Локотенент-командор Стихи Эуген» послал очередную радиограмму в штаб, в которой сообщил о том, что «Зальцбург» затонул на мелководье, над водой остались лишь мачты и надстройки, а плохая погода, сильный ветер и волнение на море, а также недостаток спасательных средств сильно затрудняют проведение спасательных работ. Только после этого сообщения в 16.45 немецкие катерные тральщики «FR-1», «FR-3», «FR-9» и «FR-10» были направлены из Бугаза к месту гибели судна, а в 17.32 они сообщили, что «…70 русских висят на мачтах».

Румынское командование военно-морских сил района обратилось к помощи местных рыбаков, которые были подняты по тревоге и посланы в море. Рыбаками было спасено из воды 42 военнопленных.

В 20.00 в порт Сулина вошел болгарский пароход «Царь Фердинанд» и корабли охранения, доставившие часть спасенных, в числе которых было 13 членов экипажа «Зальцбурга», 5 немецких артиллеристов из расчета зенитной установки погибшего судна, 16 охранников и 133 военнопленных.

Катерными тральщиками «FR-1», «FR-3», «FR-9» и «FR-10» были спасены ещё 75 военнопленных.

Всего же на транспорте «Зальцбург» погибло 6 немцев и 2080 советских военнопленных.

Оставить комментарий

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.


Thanx: Radlix
Яндекс.Метрика